Точка входа: устройство, ремонт и замена дверных ручек на автомобилях ВАЗ

Дверная ручка — это деталь, с которой мы контактируем при каждой поездке. Неудивительно, что со временем она изнашивается, разбалтывается, начинает заедать или вовсе ломается в самый неподходящий момент. На автомобилях ВАЗ, в зависимости от модели и поколения, использовалось несколько принципиально разных конструкций ручек, каждая со своими особенностями, «болезнями» и методами ремонта.


Попытка открыть дверь сломанной ручкой — сомнительное удовольствие, а ездить с торчащей «в растопырку» ручкой от ВАЗ-2109 не только неэстетично, но и небезопасно. К счастью, замена или ремонт этого узла — операция, доступная любому автовладельцу с минимальным набором инструментов. Главное — понимать устройство конкретно вашей ручки и действовать аккуратно, чтобы не повредить краску и обивку двери. Давайте разберемся в конструкциях ручек разных семейств LADA и рассмотрим пошаговый процесс их замены.

Тип 1: Ручки «Классики» (ВАЗ-2101, 2105, 2107) и «Нивы»

Это самая простая и, пожалуй, самая надежная конструкция. Наружная ручка представляет собой цельнометаллический рычаг, который напрямую воздействует на механизм замка.

  • Устройство и принцип работы:
    Наружная ручка крепится к двери двумя винтами изнутри. При нажатии на клавишу ручки специальный рычаг давит на тягу, которая, в свою очередь, открывает замок. Внутренняя ручка — это простой хромированный рычажок, также соединенный с замком своей тягой.
  • Частые неисправности и их решение:
    • Разбалтывание наружной ручки: Со временем ослабевают винты ее крепления. Для устранения достаточно снять обивку двери и подтянуть их.
    • Заедание или тугой ход: Чаще всего проблема в самом механизме замка, который нужно почистить и смазать. Реже — в погнутых или соскочивших с креплений тягах внутри двери.
    • Поломка: Металлические ручки «Классики» ломаются крайне редко. Если это произошло, деталь меняется целиком.
  • Процесс замены наружной ручки (на примере ВАЗ-2107):
    1. Снимите внутреннюю обивку (карту) двери.
    2. Отсоедините пластиковую тягу от рычага наружной ручки (обычно она крепится на пластиковой клипсе).
    3. Открутите две гайки (обычно под ключ на 8), которые крепят ручку к панели двери.
    4. Снимите старую ручку, не забыв про уплотнительную прокладку под ней.
    5. Установите новую ручку в обратном порядке, убедившись, что прокладка легла ровно. Перед установкой обивки обязательно проверьте работоспособность замка как снаружи, так и изнутри.

Тип 2: «Восьмерочные» ручки (LADA Samara 2108, 2109, 21099)

Эта конструкция стала настоящим символом эпохи, но и головной болью для многих владельцев. Ручка под естественный хват, но ее пластиковые элементы не отличались долговечностью.

  • Устройство и принцип работы:
    Ручка состоит из неподвижного корпуса и подвижной части (клавиши), которую мы тянем на себя. Усилие через систему пластиковых рычажков и короткую тягу передается на замок.
  • Частые неисправности и их решение:
    • Поломка пластиковых «ушек» или рычагов: Это самая распространенная проблема. От усталости и мороза пластик становится хрупким и ломается. Ремонту не подлежит, только замена ручки.
    • «Оттопыривание» ручки: Со временем пружинный механизм ослабевает, и ручка перестает плотно прилегать к двери. Это лечится заменой самой ручки или, как временная мера, подгибанием возвратной пружины.
  • Процесс замены наружной ручки:
    1. Снимите обивку двери.
    2. Изнутри двери открутите две гайки (под ключ на 8), крепящие ручку.
    3. Отсоедините короткую металлическую тягу от рычага ручки.
    4. Сдвиньте ручку немного вперед (по ходу движения автомобиля) и выньте ее из двери наружу.
    5. Установка новой ручки производится в обратном порядке: сначала заводится задняя часть, затем ручка сдвигается назад, чтобы ее шпильки вошли в отверстия, и закручиваются гайки.

Тип 3: Ручки «десятого» семейства и его наследников (2110, Priora, Kalina)

Это эволюция «восьмерочной» ручки, где попытались исправить основные недостатки. Конструкция стала более надежной, но принцип остался похожим — ручка под естественный хват с тянущим усилием.

  • Устройство и принцип работы:
    Как и у предшественника, ручка состоит из корпуса и подвижной части. Однако внутренний механизм стал прочнее, а пластик — качественнее. Крепление к двери также осуществляется двумя гайками изнутри.
  • Частые неисправности и их решение:
    • Ослабевание или поломка возвратной пружины: Ручка начинает болтаться или не до конца возвращается в исходное положение.
    • Износ пластиковых шарниров: Проявляется в виде люфта и заеданий при открытии.
    • Поломка корпуса: Встречается реже, чем на ВАЗ-2109, но при сильном рывке (особенно на морозе) возможна. Во всех случаях деталь меняется в сборе.
  • Процесс замены наружной ручки (на примере LADA Priora):
    1. Частично снимите или оттопырьте верхнюю часть обивки двери, чтобы получить доступ внутрь.
    2. С торца двери, напротив ручки, выкрутите винт, удерживающий неподвижную заднюю часть («личинку» или заглушку).
    3. Снимите эту неподвижную часть.
    4. Сдвиньте саму ручку назад и выньте ее.
    5. Отсоедините короткий тросик или тягу от старой ручки и подсоедините к новой.
    6. Установите новую ручку в обратном порядке. Этот способ часто позволяет заменить ручку, не снимая обивку двери полностью.

Тип 4: Ручки Largus, Vesta, XRAY

Здесь используется принципиально иная, более надежная конструкция, заимствованная у альянса Renault-Nissan.

  • Устройство и принцип работы:
    Ручка представляет собой единый модуль. При открытии мы тянем на себя всю ручку целиком, а не ее часть. Усилие на замок передается через прочный тросик.
  • Частые неисправности:
    Эта конструкция очень надежна. Поломки случаются крайне редко и обычно связаны либо с сильным механическим повреждением при ДТП, либо с обрывом тросика привода замка. Ремонтируется, как правило, заменой всего модуля ручки в сборе.
  • Процесс замены (общий принцип):
    Процедура похожа на замену ручки Priora.

    1. С торца двери откручивается стопорный винт (часто под головку Torx).
    2. Вынимается неподвижная часть (заглушка или личинка замка).
    3. Ручка сдвигается, вынимается из двери, и от нее отсоединяется тросик.
    4. Сборка производится в обратной последовательности.

Независимо от модели вашего автомобиля, замена дверной ручки — это задача, которая требует больше аккуратности, чем силы. Перед началом работы изучите конструкцию именно вашей ручки, подготовьте инструмент и не бойтесь снимать обивку двери — это открывает доступ ко всем механизмам. Своевременная замена изношенной ручки не только вернет комфорт при использовании автомобиля, но и убережет механизм замка и краску двери от дальнейших повреждений.

Юрий Малыгин,
эксперт магазина «Автозапчасти Саратов»