Дверная ручка — это деталь, с которой мы контактируем при каждой поездке. Неудивительно, что со временем она изнашивается, разбалтывается, начинает заедать или вовсе ломается в самый неподходящий момент. На автомобилях ВАЗ, в зависимости от модели и поколения, использовалось несколько принципиально разных конструкций ручек, каждая со своими особенностями, «болезнями» и методами ремонта.
Попытка открыть дверь сломанной ручкой — сомнительное удовольствие, а ездить с торчащей «в растопырку» ручкой от ВАЗ-2109 не только неэстетично, но и небезопасно. К счастью, замена или ремонт этого узла — операция, доступная любому автовладельцу с минимальным набором инструментов. Главное — понимать устройство конкретно вашей ручки и действовать аккуратно, чтобы не повредить краску и обивку двери. Давайте разберемся в конструкциях ручек разных семейств LADA и рассмотрим пошаговый процесс их замены.
Тип 1: Ручки «Классики» (ВАЗ-2101, 2105, 2107) и «Нивы»
Это самая простая и, пожалуй, самая надежная конструкция. Наружная ручка представляет собой цельнометаллический рычаг, который напрямую воздействует на механизм замка.
- Устройство и принцип работы:
Наружная ручка крепится к двери двумя винтами изнутри. При нажатии на клавишу ручки специальный рычаг давит на тягу, которая, в свою очередь, открывает замок. Внутренняя ручка — это простой хромированный рычажок, также соединенный с замком своей тягой. - Частые неисправности и их решение:
- Разбалтывание наружной ручки: Со временем ослабевают винты ее крепления. Для устранения достаточно снять обивку двери и подтянуть их.
- Заедание или тугой ход: Чаще всего проблема в самом механизме замка, который нужно почистить и смазать. Реже — в погнутых или соскочивших с креплений тягах внутри двери.
- Поломка: Металлические ручки «Классики» ломаются крайне редко. Если это произошло, деталь меняется целиком.
- Процесс замены наружной ручки (на примере ВАЗ-2107):
- Снимите внутреннюю обивку (карту) двери.
- Отсоедините пластиковую тягу от рычага наружной ручки (обычно она крепится на пластиковой клипсе).
- Открутите две гайки (обычно под ключ на 8), которые крепят ручку к панели двери.
- Снимите старую ручку, не забыв про уплотнительную прокладку под ней.
- Установите новую ручку в обратном порядке, убедившись, что прокладка легла ровно. Перед установкой обивки обязательно проверьте работоспособность замка как снаружи, так и изнутри.
Тип 2: «Восьмерочные» ручки (LADA Samara 2108, 2109, 21099)
Эта конструкция стала настоящим символом эпохи, но и головной болью для многих владельцев. Ручка под естественный хват, но ее пластиковые элементы не отличались долговечностью.
- Устройство и принцип работы:
Ручка состоит из неподвижного корпуса и подвижной части (клавиши), которую мы тянем на себя. Усилие через систему пластиковых рычажков и короткую тягу передается на замок. - Частые неисправности и их решение:
- Поломка пластиковых «ушек» или рычагов: Это самая распространенная проблема. От усталости и мороза пластик становится хрупким и ломается. Ремонту не подлежит, только замена ручки.
- «Оттопыривание» ручки: Со временем пружинный механизм ослабевает, и ручка перестает плотно прилегать к двери. Это лечится заменой самой ручки или, как временная мера, подгибанием возвратной пружины.
- Процесс замены наружной ручки:
- Снимите обивку двери.
- Изнутри двери открутите две гайки (под ключ на 8), крепящие ручку.
- Отсоедините короткую металлическую тягу от рычага ручки.
- Сдвиньте ручку немного вперед (по ходу движения автомобиля) и выньте ее из двери наружу.
- Установка новой ручки производится в обратном порядке: сначала заводится задняя часть, затем ручка сдвигается назад, чтобы ее шпильки вошли в отверстия, и закручиваются гайки.
Тип 3: Ручки «десятого» семейства и его наследников (2110, Priora, Kalina)
Это эволюция «восьмерочной» ручки, где попытались исправить основные недостатки. Конструкция стала более надежной, но принцип остался похожим — ручка под естественный хват с тянущим усилием.
- Устройство и принцип работы:
Как и у предшественника, ручка состоит из корпуса и подвижной части. Однако внутренний механизм стал прочнее, а пластик — качественнее. Крепление к двери также осуществляется двумя гайками изнутри. - Частые неисправности и их решение:
- Ослабевание или поломка возвратной пружины: Ручка начинает болтаться или не до конца возвращается в исходное положение.
- Износ пластиковых шарниров: Проявляется в виде люфта и заеданий при открытии.
- Поломка корпуса: Встречается реже, чем на ВАЗ-2109, но при сильном рывке (особенно на морозе) возможна. Во всех случаях деталь меняется в сборе.
- Процесс замены наружной ручки (на примере LADA Priora):
- Частично снимите или оттопырьте верхнюю часть обивки двери, чтобы получить доступ внутрь.
- С торца двери, напротив ручки, выкрутите винт, удерживающий неподвижную заднюю часть («личинку» или заглушку).
- Снимите эту неподвижную часть.
- Сдвиньте саму ручку назад и выньте ее.
- Отсоедините короткий тросик или тягу от старой ручки и подсоедините к новой.
- Установите новую ручку в обратном порядке. Этот способ часто позволяет заменить ручку, не снимая обивку двери полностью.
Тип 4: Ручки Largus, Vesta, XRAY
Здесь используется принципиально иная, более надежная конструкция, заимствованная у альянса Renault-Nissan.
- Устройство и принцип работы:
Ручка представляет собой единый модуль. При открытии мы тянем на себя всю ручку целиком, а не ее часть. Усилие на замок передается через прочный тросик. - Частые неисправности:
Эта конструкция очень надежна. Поломки случаются крайне редко и обычно связаны либо с сильным механическим повреждением при ДТП, либо с обрывом тросика привода замка. Ремонтируется, как правило, заменой всего модуля ручки в сборе. - Процесс замены (общий принцип):
Процедура похожа на замену ручки Priora.- С торца двери откручивается стопорный винт (часто под головку Torx).
- Вынимается неподвижная часть (заглушка или личинка замка).
- Ручка сдвигается, вынимается из двери, и от нее отсоединяется тросик.
- Сборка производится в обратной последовательности.
Независимо от модели вашего автомобиля, замена дверной ручки — это задача, которая требует больше аккуратности, чем силы. Перед началом работы изучите конструкцию именно вашей ручки, подготовьте инструмент и не бойтесь снимать обивку двери — это открывает доступ ко всем механизмам. Своевременная замена изношенной ручки не только вернет комфорт при использовании автомобиля, но и убережет механизм замка и краску двери от дальнейших повреждений.
Юрий Малыгин,
эксперт магазина «Автозапчасти Саратов»